понедельник, 8 июня 2009 г.

Философия науки 8

Вопросы:
16. Наука позднего Средневековья и Возрождения. Философские основания, идеал опытной количественной науки. Наука, паранаука и искусство
17. Новоевропейская наука: сходства с наукой античности и Средних веков и отличия от них
18. Возникновение экспериментального метода в Новое время и его соединение с математическим описанием природы

Крупнейшим ученым эпохи Возрождения был Леонардо Да Винчи (1452-1519). Считается, что Леонардо Да Винчи воплощает некоторый стиль, который принято называть «титаны Возрождения» (люди, которые могут позволить тебе быть кем угодно). Хотя вообще говоря, большая часть проектов у него не было осуществлено.

Ведущей областью для да Винчи все-таки остается искусство. Да винчи занимается механикой, геологией, анатомией. Быть ученым в таком смысле, в каком был да Винчи следующему поколению уже будет не дано — у него еще остаются точки соприкосновения науки с искусством, которые очень скоро разойдутся.

Николо Маккиавелли (1517 г). Он политолог (создатель науки о политике), историк («История Флоренции»), поэт, кроме этого он гидроинженер. «Маккиавеллизм» - учение о вероломности («цель оправдывает средства»), Маккиавелли предупреждал, что в политике всегда так было и всегда так будет.

Гелиоцентрическая гипотеза устройства Солнечной системы — появилась (воссоздана) на закате Возрождения. Н. Коперник «Об обращении небесных тел». Ее часто относят к следующей эпохе, потому что она противоречит центральной идее гуманизма о человеке как центре Вселенной. Вообще говоря, гелиоцентрическая гипотеза не угрожала церкви, и стала угрожать, только когда ее сторонником стал Дж. Бруно (1548-1600), основавший скорее новую религию.

Выводы Бруно: «Солнце — это Бог, и надо поклоняться Богу-Солнцу». Опирался он при этом на античную философию. Но после Бруно гелиоцентрическая теория показалась церкви опасной, и церковь запретила Коперника до 19 вв.

Развитие науки в новое время
1.Социокультурные факторы становления науки Нового времени
2.Возникновение экспериментального метода в Новое время. Его соединение с математическим описанием природы.

Новое время начинается в 17 вв. В 17 в. Европа становится принципиально иной. Путешествия и Великие Географические Открытия 16 вв. дали Европе толчок к развитию европейской экономики (до этого Европа была беднее Оттоманской империи и даже России).
Вместе с этим они сделали Европу гораздо более светской, прагматичной, менее заинтересованной в теологическом знании.
16 в. - еще и век Реформации (М. Лютер, 1517), в результате которых появился протестантизм. Лютеранство стало доминирующей религией на севере Европы. Протестантизм приводит к переосмыслению к земному назначению человека: главное, чем человек служит Богу, проявляется в его работе (призвании). Протестанты оправдывают все профессии (кроме криминальных), включая политику и финансы. Еще они обеляют деньги — если у человека есть деньги, вероятно, он хорошо служит Богу. Нормальной становится фигура человека, который вообще не ходит в церковь — это искатель, который еще не нашел своего Бога.
Научная революция начинается с нескольких людей:
Галилей (1564-1642) (он во многом связан с предшествующей эпохой) Одним из достижений Галилея являлось наблюдения небесных тел во вновь изобретенный телескоп. Рассматривая планеты, он не видит в планетах мистических сущностей — он сторонник аверроизма. Он создает теорию «двух книг»: надо считать священное писание и «книгу природы», т.е. Получать опытное знание. Галилей испытывает даже некоторую враждебность по отношению к Аристотелю как к истине в финальной инстанции.
Галилей родоначальник физики нового времени. Физика Галилея начала очень быстро перерабатываться. Именно Галилею принадлежит «первый закон Ньютона»: тело может находиться в покое или двигаться, у него существует инерция. Рассчитал вес воздуха, изучал законы свободного падения тела, которое не зависит от веса тела. Изучал свойства кристаллов, колебаниями маятника.
Галилей ввел понятие наблюдение и эксперимент: когда сам на что-то смотришь, это наблюдение, а когда сам швыряешь с башни — это эксперимент.
Книга природы написана на языке математики. Следовательно, результатом чтения книги природы должны быть законы, записанные формулами, по которым можно считать. Всеобщая теория должна быть количественной, а не символической.
У Галилея появляется идея движения по инерции, то есть без приложенной силы. Тем не менее, во вселенной Галилея — это не вселенная скорости и ускорения, она достаточно статична.
Галилей демонстрирует вообще говоря новую методологию — как надо проводить опыты.
Иоганн Кеплер (1571-1630) — Земля не покоится, а вращается; фундаментальные законы астрономии (эллиптические орбиты планет). Астрономия отделяется от астрологии, опираясь при этом на наблюдения.
Между Галилеям и Ньютоном лежат два ученых-философа:
Р. Декарт. Он развивает Галилеевское учение о методе: должен быть правильный метод чтения книги природы. Декарт полагает, что метод должен быть один. Открыть этот метод следует в науке, а затем использовать его везде и повсюду (а точнее в науке — физике и астрономии, потому что других не было. При этом и то и другое — науки о движении, земном и небесном. Физика и астрономия должны друг другу соответствовать. Этот же метод применим и в философии, а потом и в житейских делах. Для этого метод должен быть сформулирован просто, чтобы люди поняли).
«Рассуждения о методе» 1637 г. Метод - это способ действия, записанный в виде системы правил, и следовательно, метод можно передать другому.
Правила Декарта:
правило очевидности — принимать без доказательств только то, что вполне ясно и очевидно
каждое затруднение делить на то количество частей, которое необходимо для того, чтобы решить это затруднение (анализ)
во всяком рассуждении восходить от самого простого к самому сложному, действуя абсолютно последовательно (синтез)
правило классификации — проводить полную инвентаризацию, чтобы ничего не упустить
Это метод дедукции: от общего к частному. Декарт в принципе знал, что знает его из математики, и понимал, что его применяли еще греки.
Декарт подчеркивает одну сторону учения Галилея — математику как основание науки. Опыт нам нужен лишь постольку-поскольку (очевидные положение берутся из опыта, а вообще опыт нам не нужен). Но вообще, если Бог нам скажет, что все не так как кажется, то голос Бога мы должны предпочесть голосу Бога.
Декарт считает, что каждому человеку доступна ясность взгляда (очевидность).
Декарт называет Платона простаком, а Аристотеля мошенником, потому что у них не было метода.
Ф. Бэкон — автор английского варианта учения об опыте. Он был скорее политиком, чем ученым типа Декарта, в науке он был любителем. Работа «Великое восстановление наук» - основой при разработке метода должна лежать индукция — восхождение от частного к общему. Вообще говоря, она противоположна дедукции. Индукция ставит ряд проблем: она связана с задачей очищения сознания, которое не идеально. Наше познание заполнено призраками (идолами), с ними надо бороться:
призраки рода (несовершенство человека по сравнению с некоторыми животными — информация, получаемая нами, искажается). О призраках рода надо помнить, от них нельзя полностью избавиться
призраки пещеры (человек замкнут в индивидуальной жизненной ситуации). Они тоже неустранимы
призраки площади (несовершенство человеческого языка, сбивающего с толку, потому что слова многозначны) И они полностью не устранимы
призраки театра (театр и теория происходят от одного и того же слова) — призраки разнообразных теорий. Враждебность здесь прежде всего по отношению к теориям Аристотеля. От этих призраков мы можем избавиться по Бэкону, и не можем по Никитину. Бэкону кажется, что можно без теории, поэтому он начинает с простого видения фактов.
Великое восстановление наук: у человека есть три способности — память (прошлое), настоящее (восприятие), будущее (воображение). Три области науки: история, философия (физика здесь же), поэзия.
Специальная группа наук за пределами трех областей: священная теология, философия Аристотеля, математика (из опыта математику не выведешь). Вообще, Бэкон их не поддерживает, но дает им шанс.
Чему противостоят эти методы? Они противостоят дискуссиям. Неприязнь к дискуссиям — общее место учения о методе 17 вв. Она происходит из опыта дискуссий в университетах, которые часто были к этому времени действительно бесплодными и лишенными практического смысла.
Наука должна двигаться вперед не через споры, а через последовательную работу. Если единый метод не откроют, кумулятивного развития науки не произойдет.
Галилею и прочим принадлежит единая теория кумулятивного накопления знаний.
Метод — хорошая штука, но ограниченно пригодная. Но метод конечно не один.
Развитие теории метода — в течение истории методы размываются. К сегодняшнему дню единый метод — это скорее вера ученого, потому что сейчас никто не может его последовательно описать.

Комментариев нет: